Вернулся с проходившего на ВМиК семинара Евгения Захаровича Зиндера “Влияние развития информационных технологий и способов их делового применения на архитектуру предприятия” (на самом деле, семинар называется еще длиннее, но точное название я, к сожалению, не запомнил). Не стану пересказывать все затронутые темы, их слишком много. Семинар оказался интересным. Иногда совершенно нелишним является подумать о том, что будет с корпоративной архитектурой в перспективе 3-7 лет. Правда ответа на главный вопрос о том, как же изменится орг.стурктура, во что преобразится иерархическая или матричная бюрократия я не получил. Судя по всему каких-то кардинальных изменений не случится. А то, что случится, уже можно в каком-то виде обнаружить в организации сегодняшней.
Наверное, это хорошо. Хорошо потому, что современные корпоративные информационные системы абсолютно не готовы к таким вещам как сетевые бизнес-процессы, сервисная организация работ, да и к аутсорсингу они по большому счету не готовы. Так что некоторый резерв времени у КИСов есть, тем более что давление, побуждающее их к изменениям, они испытывают уже сейчас. Но сегодня только об одном модном слове BYOD (Bring your own device), т.е. использование собственных устройств.
Мне всегда казалось забавным, что тема эта раздувается людьми, намеревающимися продавать средства централизованного управления такими устройствами. Т.е. логика примерно такая: использовать свой iPad на работе можно, но на него необходимо установит специальное ПО, которое позволит его удаленно администрировать, лечить от вирусов, обеспечивать на нем информационную безопасность. Честно говоря, рассуждения такие мне кажутся довольно неразумными. Проблема не в том, что пользователю начнут работать с корпоративными информационными системами с собственных устройств. Проблема в том, что корпоративное ИТ утратит право распоряжаться этими устройствами. Когда у людей не было домашних компьютеров и мобильных телефонов с доступом в Интернет, корпоративная рабочая станция представляла для него ценность. С работы можно было слазить в Интернет, а в обеденный перерыв поиграть в любимую игрушку. За это пользователи готовы были мириться с ограничениями. Когда личные устройства по качеству и производительности стали превосходить рабочие станции причин мериться с неудобствами не стало.
Позволю себе аналогию с одеждой. Сто лет назад, когда крестьянина забирали в армию его ставили на вещевое довольствие, давали ему шинель, сапоги, в общем вещи, которые он не мог приобрести себе сам. Аналогичные меры компенсации были приняты и на гражданке. Затем одежда стала товаром массового производства люди стали покупать себе одежду самостоятельно. В армии обмундирование осталось, но воспринимается оно сейчас не как какая-либо ценность, а как досадная необходимость. Служащие посещают работу в собственной одежде. И никому не придет в голову требовать от них зашитых карманов, чтоб человек не мог утащить с работы секретную бумажку. То же самое произойдет и с личными устройствами. Никто не пустит компании распоряжаться частной собственностью. Так что, вместо того чтоб заниматься ерундой лучше поскорее начать переписывать корпоративные приложения.