Сегодня ведется огромное количество дискуссий о перспективах корпоративных социальных сетей. Большинство из них замусорено привычным HR-ым жаргоном: вовлеченность, мотивация, лидерство. При этом за общими словами крайне редко можно разглядеть конкретные рецепты того, что именно нужно делать, как сформировать и развивать сообщество. Поэтому в большинстве случаев дело ограничивается тем, что корпоративный редактор или ответственный за группу периодически что-то пишет, а кто-то, вероятно, его читает. Талантливые редакторы, как правило, уходят в PR службу и начинают работать с большим Интернетом. Остальные потихоньку сопровождают ресурс, дожидаясь того момента, когда их самомотивация упадет до нуля.
Тем не менее, технологии работы с виртуальным сообществом существуют с 90х годов прошлого века, они довольно просты, им можно и нужно учиться. Большинство подходов сформировалось еще на таких инструментах, как news-овые группы и чаты. Были такие протоколы NNTP и IRC и соответствующий клиентский и серверный софт. Со временем, чаты перебрались в веб, что только добавило им популярности. Почему работали эти инструменты и чего не хватает в традиционной, привычной нам «социалке»? Я думаю, что одним из основных моментов развития сообщества было наличие ролей и соответствующих правил. У IRC каналов всегда был модератор, который приветствовал вновь пришедших, поддерживал разговор и банил спамеров. В какой-то момент, модератору надоедало постоянно сидеть в чате и он находил себе помощника, обычно на какое-то время. «Подежурь за меня сегодня!» – обычная просьба организатора канала. А для того, чтоб не приветствовать каждого вновь прибывшего очень быстро научились писать соответствующих ботов. Но это отдельная тема. Вернемся к дежурному по стране каналу. Человек, которому временно доверили канал, чувствовал себя настоящим радиоведущим или диджеем. Ему предстоит вести чат! Многие относились к этому крайне ответственно. Заранее готовили файлик с фразами приветствий и комментариев. (Его потом тоже отдали ботам, которые стали перемежать беседу в чате случайными замечаниями). Дальше появились разного рода приглашенные гости, которые появлялись в чате в определенное время и отвечали на вопросы. В важности и компетентности «гостей» ни у кого не возникало сомнений. Сейчас такая социальная механика вызывает ностальгическую улыбку, но все это было и все это работало.
Сообщества не формируются сами собой. В своих интересах, мотивах, ценностях люди очень отличаются друг от друга. Посмотрите на современную «социалку». Большинство сообщений преследует единственную цель – продемонстрировать крутизну написавшего его эксперта. Два эксперта на одном поле, как правило, порождают конфликт. Вряд ли люди станут делать что-либо вместе до тех пор, пока между ними не появятся определенные договоренности: «Я не даю кредиты, а банк оф америка не торгует семечками». Добровольное принятие определенных ролей это и есть те социальные механики, на которых базируется совместная деятельность. Именно в эту игру мы начинаем играть, когда устраиваемся на работу на определенную должность в некоторую компанию. И внутри этой игры все уже происходит по правилам: айтишник предоставляет доступ, директор заводит заявки на новых участников представления, менеджер по HR находит их и вербует. И так происходит, пока не надоест. Затем все меняются ролями и игра продолжается снова.
Археологическая ссылка из тех времен (год 1997) на сайте Непогода, наслаждайтесь.