Описание вариантов использования и современный user experience

mobile-ios-1Конец света так и не наступил, а до Нового года остается еще пара дней. Поэтому я решил воспользоваться возможностью оставить в 2012 году еще одно сообщение в своем блоге.

20-21 декабря я проводил очередной тренинг по архитектуре корпоративных информационных систем. И так получилось, что среди слушателей этого потока никто не был ранeе знаком с книжкой Алистера Коберна «Современные методы описания функциональных требований» (Alistair Cockburn «Writing Effective Use Cases») Пришлось затронуть эту тему поглубже. Рассказать о том, как описывать шаги сценария. Как правильно строить предложение, описывающее шаг: выделять действующее лицо (actor, субъект), которое обладает самостоятельным поведением, объект с которым производится операция, описывающий операцию глагол и т.д. К счастью, у меня в презентации всегда есть пара слайдов, которые можно использовать для такого объяснения (см. рисунок).

use case

Я работаю с use cas-ами в стиле Коберна уже лет десять и потому мне довольно сложно оценить, насколько они понятны в качестве нового материала. Но пока мы все это обсуждали меня не оставляло ощущение, что рассказываю я очень простые, крайне понятные, практически банальные вещи. И даже включение в сценарий гиперссылок на объекты с логических и физических архитектурных моделей, которые мы строили накануне разговора об use case-ах, совершенно не смущала мою аудиторию. Как будто бы, они сталкиваются с этим постоянно, хотя раньше ничего и не слышали про Алистера Коберна. Меня и самого не оставляло ощущение дежавю, но тренинг не лучший формат для глубоких раздумий.

Через пару дней после тренинга, я конечно, сообразил где еще видел схожее описание активностей. Спецификация Activity Streams практически дословно повторяет правила написания сценариев, а люди регулярно видят шаги этих сценариев в социалке. Цитирую фрагменты спецификации практически дословно

В своей простейшей форме, активность(activity) состоит из действующего лиц (actor), глагола(verb), объектf(object) и цели (target). Она представляет собой историю о том, что актор предпринял определенное действие по отношению к объекту. Цель спецификации Activity Streams предоставить набор метаданных, необходимых для описания таких действий в необходимом для отображения человеку формате. Небольшой пример отдельной активности может выглядеть так

use case2

Описание некоторых свойств активности:

  • actor – представляет единственное действующее лицо, осуществившее данную операцию
  • content – понятное человеку описание деятельности в виде одной строки
  • id – неизменный уникальный идентификатор активности
  • icon – иконка, отображающее активность, объект или действующее лицо
  • object – основной объект данной деятельности. Например, в активности «Джон сохранил фильм в своем wishlist» объектом будет фильм
  • target – описывает целевой объект. Значение этого свойства зависит от используемого глагола. В приведенном выше примере свойством target будет являться wishlist
  • url – гиперссылка, ресурса, описывающего данную активность более подробно
  • verb – описывающий деятельность глагол. Если это свойство не указано, то по умолчанию подразумевается глагол post

У активностей возможны другие параметры, описывающие действующее лицо, объект и другие атрибуты, например идентификатор приложения, опубликовавшего активность, гиперссылки на другие объекты, коллекция присоединенных файлов и т.д.

Одним словом, эта спецификация в достаточном объеме описывает метаданные, необходимые для описания сценариев в вариантах использования. Осталось только рассказать об этом аналитикам, которые взаимодействуют с пользователями в процессе сбора и обсуждения требований.

С наступающим Новым Годом!

Похожие заметки:

Один комментарий к “Описание вариантов использования и современный user experience”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *